Описание педагогического опыта





Описание собственного педагогического опыта по проблеме «Самообразование средствами ИКТ» 

Актуальность опыта 

Последнее время возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных ИКТ, реализующих принципы личностно ориентированного образования. ИКТ не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение ИКТ в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Сегодня необходимо каждому учителю использовать ИКТ, так как это предоставляет возможность сделать урок более ярким и увлекательным. А знания на таком уроке выступают не как цель, а как способ развития личности.

Основные идеи опыта 

· научить пользоваться технологиями открытого дистанционного образования;
· повышать уровень информационной компетентности;
· развивать творческую личность с помощью информационных инноваций;
· оказывать педагогическую помощь в профессиональном самоопределении;
· повышать качество образования по всем дисциплинам.

Теоретическое обоснование опыта 

В настоящее время существует множество работ по использованию ИКТ в процессе преподавания того или иного предмета, при формировании содержания учебного материала, в реализации дистанционного образования. Но использование ИКТ не как средства обучения, а как средства выбора методов обучения еще мало изучено. Многие ученые занимаются проблемами внедрения ИКТ в процесс преподавания конкретных дисциплин и межпредметной интеграции при помощи ИКТ. Существует достаточно много работ, которые рассматривают использование ИКТ в управлении различными ресурсами образовательного учреждения (управленческим, финансовым, воспитательным, кадровым и т.д., но эти исследования не касаются выбора методов обучения. Современные исследования о методах обучения ставят своей целью сравнение систем выбора методов обучения в различных условиях или странах, рассматривают возможности новых методов обучения, появившихся с широким распространением ИКТ, или давно известных методов, воплощающихся в новых формах организации учебной деятельности (например, метод проектов и др.).

Среди ученых, внесших большой вклад в разработку технологий выбора оптимальных методов обучения, могу выделить Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, М. М. Махмутова, М. Н. Скаткина, А. Н. Черкасова. Они указывали на основные критерии и факторы выбора оптимальных методов обучения, дали терминологическую постановку рассматриваемой задаче, но не рассматривали те широчайшие возможности, которые появились в современном обществе в связи со всеобщей и повсеместной информатизацией.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью разрешения следующих противоречий:
— между современными тенденциями развития образования, выраженными в информатизации всех аспектов деятельности школы, и недостаточной разработанностью вопросов применения ИКТ в конкретной деятельности учителя;
— между назревшей необходимостью оптимизации процесса обучения на основе использования информационно-коммуникационных технологий и отсутствием в современной дидактике технологии выбора оптимальных методов обучения с помощью ИКТ;
— между необходимостью совершенствования процесса подготовки учителей к урокам в условиях высокой степени информатизации образования и нереализованным потенциалом ИКТ в проектировании учебных занятий;
— между широкими возможностями учителя по применению разнообразных методов обучения и его недостаточной квалификацией (компетентностью) по использованию ИКТ в процессе выбора методов обучения;
— между необходимостью учета индивидуальных особенностей учащихся и особенностей содержания образования при выборе оптимальных методов обучения и интуитивной, теоретически мало обоснованной практикой по учету этих важнейших факторов в педагогических реалиях.

Возможность разрешить перечисленные противоречия обусловливает актуальность исследования, направленного на развитие теоретических положений по оптимизации выбора методов обучения и разработку технологии выбора оптимальных методов обучения в школе.

Таким образом, я пытаюсь исследовать проблему: повышения качества результатов обучения информатике учащихся средней и старшей школы на основе выбора оптимальных методов обучения.

Технология педагогического опыта 

Использую предметно-ориентированные технологии, построенные на основе дидактического усовершенствования и реконструирования учебного материала (в первую очередь в учебниках и электронных пособиях). Основной акцент делаю на укрупнение блоков теоретического материала с постепенным переводом циклов познания в циклы деятельности.

· Использую дистанционные курсы, электронные учебники, мультимедийные курсы, интернет-ресурсы, консультации средствами электронной почты, социальных сетей;
· Использую дополнительный интересный материал. Способствую самостоятельному поиску новой уникальной информации;
· Помогаю с использованием новых информационных технологий, позволяющих развивать творческую личность;
· Выступаю в роли фасилитатора (консультанта) с подсказками где найти необходимую информацию и как достичь поставленной цели;
· Способствую внедрению ИКТ во все дисциплины школьного курса.

Результаты педагогической деятельности 

По результатам мониторинговых исследований уровня учебных достижений учеников в 2011 — 2012 учебном году качество знаний по информатике составила 91%, средний балл — 10.

На протяжении 2-х лет мною подготовлено 4 победителя и призера II этапа Всеукраинских олимпиад по информатике и информационным технологиям.

За три года подготовил 5 победителей школьного и 2 победителя городского этапов конкурса — защиты научно — исследовательских работ.

Мои ученики являются участниками Международного конкурса информационных технологий «Бобер». В 2011 — 2012н.р. из 5-ти участников 3 получили «хороший результат», 1 — «отличный».

В 2009 г. принял участие в Межрегиональной конференции по вопросам современных технологий преподавания гуманитарных дисциплин, доклад по которой напечатан в книге «Методические студии. Сборник научно — методических работ».

Получил сертификаты «Тренинга по основам визуального программирования», «Основы компьютерной графики», «Основы создания компьютерных презентаций», «Intel обучение для будущего», «Курса Microsoft цифровых технологий» (2011р.). В 2012 году — прошел подготовку, как тренер, на областном тренинга «Открытый мир» в рамках реализации Национального проекта. Участник семинара «Linux — подобные операционные системы в учебном процессе».

С 2007 года вместе с Ермаковой Н. С., учителем украинского языка и литературы гимназии, являюсь участником областной инициативной группы по разработке электронного учебника по украинскому языку и литературе.

Мною был разработан персональный сайт учителя информатики http://brs.pp.ua/. В 2009 и 2011 гг. отмечен сертификатами участника областных конкурсов сайтов (приказы УОН от 04.11.2009 г. № 544/02, от 26.12.2011 г. № 767). В 2011 – 2012 уч. г. – призер городского этапа областного конкурса «Мобильное обучение в открытом информационном пространстве» (в номинации «дистанционный курс»).

Проблемы и трудности, которые возникают в процессе работы, пути их преодоления

Трудность использования ИКТ определена в первую очередь тем, что описываемые ею категории, понятия, объекты и их характеристики не имеют количественной составляющей, которую можно было бы измерить, применить к ней привычные математические алгоритмы. Действительно, как можно измерить оптимальность выбранной формы урока, количественно описать динамику развития учащегося, составить числовые направляющие дифференциации обучения?

Так-же к трудностям хочу отнести и слабое финансирование в области компьютерных технологий и информационных систем, а так-же дорогую стоимость лицензионного программного обеспечения. Эти проблемы решаются за счет учащихся, т.к. многие мои ученики уже давно начали использовать современную технику на уроках – ноутбуки, планшетные компьютеры, смартфоны. Проблема с лицензионным программным обеспечением решается путем использования свободно распространяемого программного обеспечения, которое иногда уступает в своей функциональности платному ПО, но тем не менее оно очень помогает в учебной деятельности.

Выводы 

С целью оценки эффективности использования ИКТ в своей профессиональной деятельности, выбора оптимальных методов обучения мною был проведен эксперимент. Целью эксперимента было показать, что применение ИКТ на учениках с разной степенью восприятия знаний позволит повысить эффективность педагогической деятельности и уровень усвоения знаний по информатике учащимися.

В результате использование ИКТ положительно отразилось на успеваемости учащихся, а также показало, что применяемые оптимальные методы обучения, в конечном счете, повлияли на уровень интереса учащихся к информатике как к учебному предмету в положительную сторону.

Поэтому в дальнейшем я планирую далее работать над темой использования ИКТ в учебном процессе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Комментарии: